Открыть меню

Мы переплачиваем по ОСАГО

На днях мне позвонил мой коллега из Калуги Фетискин Михаил Иванович и сообщил, что он обнаружил в постановлении Правительства неточность, которая приводит к увеличению размера страховой премии, что противоречит Федеральному закону об ОСАГО. Привожу его письмо полностью ниже.

Фетискин М.И.

Фетискин М.И.

Начиная с даты принятия Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и до настоящего времени, ВСЕ владельцы транспортных средств переплачивали страховую премию по ОСАГО и вполне официально.
Суть дела в следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного закона «Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов».
Прошу особое внимание обратить на выделенное и подчеркнутое.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона «Об ОСАГО» « Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Выполняя требование закона, Правительство РФ приняло Постановление от 07.05.2003 г. № 739, которым утверждены «Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии».
Закон «Об ОСАГО» устанавливает, что страховые тарифы, следовательно, базовые ставки и коэффициенты, должны быть экономически обоснованы.
Базовые ставки применяются для всех без исключения регионов использования транспортных средств и учитывают технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Совместное применение коэффициентов страховых тарифов предназначено для увеличения либо уменьшения базового тарифа в зависимости от конкретных условий использования транспортного средства. Вместе с тем, каждый коэффициент в соответствии с Законом «Об ОСАГО» уже должен быть экономически обоснован, следовательно, между собой они не взаимозависимы.
Правительство РФ, утверждая в названном постановлении порядок применения страховых тарифов, использует следующую математическую формулу для расчета страховой премии, подлежащую уплате страхователем при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Данная формула приводится в общем виде.
Т=ТБ*КТ*КБМ*КО*КВС*КМ*КС*КП*КН, где
Т – сумма страховой премии;
ТБ – базовый тариф;
КТ, КБМ, КО, КВС, КМ, КС, КП, КН – соответствующие коэффициенты страхового тарифа.
При применении такой формулы в противоречие с Законом «ОБ ОСАГО» не происходит получения результата путем произведения базового тарифа на соответствующий коэффициент, так как уже второе математическое действие в формуле является не произведением базового тарифа и соответствующего коэффициента, а произведение результата предыдущего математического действия и соответствующего коэффициента.
Следовательно, в размере страховой премии сумма, на которую увеличивается либо уменьшается базовый тариф в соответствии с первым коэффициентом, не соответствует значению этого коэффициента. То же самое происходит со всеми последующими коэффициентами вплоть до последнего.
Расчет страховой премии по своей сути является решением математической задачи, в ко-торой базовый тариф и коэффициенты являются условиями задачи, а страховая премия – ре-зультатом ее решения.
Правильность решения математической задачи всегда можно проверить, решив обратную задачу. Если в результате решения обратной задачи получены цифры, соответствующие усло-виям задачи, значит задача решена верно, если – нет, значит – не верно.
Такой расчет страховой премии, по смыслу Закона «ОБ ОСАГО», заложенного в экономическом обосновании страховых тарифов, и законов математики, является не правильным.
По мнению автора, правильным и обоснованным было бы применение следующего порядка расчета страховой премии.
В таблицах для соответствующих коэффициентов страховых тарифов должны быть указа-ны значения, повышающие или понижающие коэффициент страхового тарифа с соответствую-щим математическим знаком (плюс или минус). Если значение коэффициента страхового тари-фа не отличается от единицы, то необходимо указывать значение коэффициента страхового тарифа, равное нулю. Пример. Значение коэффициента страхового тарифа, равное 1,2, необходимо указывать как +0,2, значение коэффициента страхового тарифа, равное 0,9, необходимо указывать как -0,1.
Тогда формула, при помощи которой рассчитывается размер страховой премии (Т), в об-щем виде будет такой
Т=ТБ±(ТБхКТ)±(ТБхКБМ)±(ТБхКВС)±(ТБхКО)±(ТБхКМ)±(ТБхКС)±(ТБхКП) ± (ТБхКН), или такой Т=ТБ+ТБх(±КТ±КБМ±КВС±КО±КМ±КС±КП±КН), или такой
Т=ТБх(1± КТ±КБМ±КВС±КО±КМ±КС±КП±КН).
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 251 в Закон «ОБ ОСАГО» вне-сены изменения, которыми право устанавливать страховые тарифы, определять их структуру и порядок применения законодатель делегировал Центральному Банку РФ. Закон вступил в силу 01.09.2013 г.
Центральный Банк РФ разработал проект Указания «О страховых тарифах по обязатель-ному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их струк-туре и порядке применения страховщиками при определении страховой премии», который, в части порядка расчета страховой премии, полностью повторяет порядок, утвержденный Прави-тельством РФ.
Так как до настоящего времени проект не утвержден и не зарегистрирован в Минюсте РФ, то действуют тарифы и порядок их применения в соответствии с названным постановлением Правительства РФ.
Автор обнаружил изложенную ошибку только 06.06.2014 г.
Поэтому 09.06.2014 г. им по данному вопросу было направлено обращение в Центральный Банк РФ, а также направлено заявление в Федеральную антимонопольную службу РФ.
Результаты ответов будут опубликованы.
Готовится исковое заявление в Верховный Суд РФ о признании не действующим в этой части Постановления Правительства РФ.
Результат рассмотрения искового заявления также будет опубликован.

Фетискин Михаил Иванович

г.Калуга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Автоюрист · ИП Савицкий В.М. ИНН 710500863522 ОГРНИП 304710536300084. Россия, 300016, г. Тула, ул.М.Мазая, д.11
Служба поддержки клиентов e-mail: au71@list.ru
Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Соглашение о конфиденциальности.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке хранения и защиты персональных данных пользователей.
Политика защиты и обработки персональных данных.